Общие понятия инклюзивного образования
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – обучающийся ОВЗ). (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Психолого — медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Центральная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ. (Приказ МОиН РФ от 20.09.2013. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования (приказы, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ, субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования)
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 (ред. 26.01.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
6. Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».
Входы в здания БОУ г. Омска «СОШ № 161№ оборудованы пандусом для инвалидов и маломобильных групп населения.
Дошкольные группы: в здании по адресу: мкр.Входной, д.101А имеется пандус со стороны медицинского блока.
Имеются знаки движения на фотолюминесцентной основе и на контрастном зеленом фоне.
Уличные сооружения — малые архитектурные формы, в том числе веранды, лавочки песочницы, качели, спортивные сооружения – предназначенные для оздоровления и организации досуга воспитанников, доступны для инвалидов и маломобильных групп населения.
При необходимости для инвалидов и лиц с ОЗВ в рамках проекта по обучению детей – инвалидов возможно обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Электронные образовательные ресурсы приспособлены и доступны для использования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru ;
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/;
Портал «Цифровое образование» http://digital-edu.ru;
Официальный информационный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru;
Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru;
Федеральные государственные образовательные стандарты http://standart.edu.ru.
Для организационно – методического и программно – технического обеспечения проекта в структуре Регионального Информационно – Аналитического Центра (РИАЦ) создано подразделение – Центр информационно – методической поддержки дистанционного обучения, где работают методисты, программисты и психологи (портал Дистанционного обучения Омской области — https://do.obr55.ru/)
Для обучающихся с ОВЗ реализуется программа льготного питания.
У обучающихся с ОВЗ в БОУ г. Омска «СОШ № 161» есть возможность посещать библиотеку, заниматься спортом на спортивных площадках. Так же для обучающихся с ОВЗ обеспечен беспрепятственный доступ в здание.